Гиперактивный мочевой пузырь у детей: симптомы, лечение (видео)

Гиперактивный мочевой пузырь у детей: симптомы, причины, лечение

Гиперактивный мочевой пузырь у детей — форма недержания, которая проявляется непроизвольным высвобождением урины. Ребенку с такой патологией необходимо часто мочиться, и иногда потребность бывает настолько срочной, что он не успевает добежать до туалета.

Введение

В соответствии с Международным обществом по вопросам детства, сверхактивный мочевой пузырь представляет собой «срочность мочеиспускания, обычно сопровождаемую частотой и ноктурией, с или без недержания мочи, при отсутствии инфекции мочевых путей или другой очевидной патологии». Проблема, связанная с недержанием, отрицательно влияет на самооценку и ухудшает развитие малышей. Детям с гиперактивным пузырем необходимо чаще, чем обычно, мочиться, потому что мышцы мочевого пузыря производят неконтролируемые спазмы. Иногда проблема затрагивает мышцы, окружающие мочеиспускательный канал, через который проходит урина. Они предназначены для предотвращения выведения мочи из организма, но могут быть «переопределены», если орган подвергается сильному сокращению.
Недержание у детей в возрасте до 3 лет очень распространено. Большинство малышей учатся контролировать опорожнение после трех лет, но этот возраст все равно может измениться. Заболевание часто не диагностируется до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 или 6 лет. В возрасте 5 лет более 90 процентов детей могут контролировать свою мочу в течение дня. Уролог не может диагностировать ночное недержание мочи, пока вашему ребенку не исполнится 7 лет.
Увлажнение кровати происходит, когда ребенок не может контролировать свое мочеиспускание ночью. Это тип дисфункции, которая может сопровождать сверхактивный мочевой пузырь, но обычно не связана с ним. Энурез считается нормальным, когда оно встречается у детей в возрасте до 5 лет. У детей старшего возраста это состояние называется дисфункциональным мочеиспусканием, если оно сопровождается запорами и фекальными несчастными случаями.

Классификация патологии

классификация гиперактивного мочевого пузыря
Согласно ВОЗ существует несколько критериев группировки в зависимости от разновидности заболевания.
По характеру аномальных изменений мочевой пузырь может быть:

• гиперрефлекторный: урина не удерживается, а сразу выводится, так как отсутствует фаза накопления;
  • гипорефлекторный: медленное наполнение органа до аномальных размеров с редкими позывами;
  • арефлекторная форма: нарушен сам процесс подачи сигнала к опорожнению.

Три степени тяжести нейрогенной дисфункции:

1. Легкая форма: днем частое мочеиспускание в небольшом количестве, при волнении и ночью возникает энурез.
  2. Среднетяжелая (умеренная): урина не накапливается в полости мочевого, а сразу же выводится. Ребенок постоянно испытывает частые и сильные позывы писать.
  3. Тяжелая: синдромы Очоа и Хинмана, дневной и ночной энурез, постоянно возникающие ИМП, высокий риск возникновения почечной недостаточности.

ребенок на горшке
Самым распространенным симптомом ГМП у детей является стремление пойти в туалет чаще, чем обычно. В среднем ребенок должен посещать его около четырех-пяти раз в день. Из-за заболевания пузырь может сокращаться и вызывать ощущение необходимости сходить пописать, даже если он не заполнен. Ребенок не может прямо сказать вам, что у него постоянно желание пописать. Ищите признаки, такие как извивание на своем месте, танцы, прыжки с одной ноги на другую, зажатие гениталий руками.
Другие признаки могут включать:

• посещение туалета более 8 раз в сутки;
  • желание мочиться без урины;
  • частые инфекции мочевых путей;
  • принудительное мочеиспускание, связанное с судорогами нижних конечностей;
  • спастический паралич нижних конечностей;
  • кровь в моче;
  • температура;
  • непроизвольное описывание.

Реже ребенок может испытывать утечку, особенно когда он активен или чихает.

Причины проблемы

причины гиперактивного мочевого пузыря
Гиперактивный нейрогенный мочевой пузырь у детей почти всегда обусловлен аномалиями спинного мозга как врожденными, так и приобретенными. Наиболее распространенной причиной дисфункции мочевого пузыря у детей является аномальное развитие спинного канала, а в спинном мозге — дефекты нервной трубки.
Генетические и экологические факторы играют важную патофизиологическую роль.
Основные причины:

• травма спинного мозга;
  • опухоли центральной нервной системы и таза;
  • инфекции мочевых путей практически всегда вызывают усиленное срочное мочеиспускание, так как мочевой путь становится воспаленным и неудобным;
  • некоторые неврологические состояния;
  • поллакиурия (учащенное мочеиспускание). Дети с этим диагнозом могут мочиться каждые пять-десять минут от 10 — 30 раз в день. Это состояние наиболее распространено в возрасте от 3 до 8 лет и присутствует только во время бодрствования. Других симптомов нет. Врачи считают, что поллакиурия связана со стрессом. Обычно не требует лечения и проходит через две-три недели.
  • редкое мочеиспускание (удерживание мочи в течение слишком длительного периода времени);
  • малая емкость мочевого пузыря;
  • миелодисплазия;
  • гипертемия;
  • структурные аномалии в мочевом пузыре или мочеиспускательном канале;

Группа риска

Заболевание часто бывает приобретенным из-за многих факторов:

• употребление кофеина;
  • аллергическая реакция;
  • события, вызывающие беспокойство;
  • авитаминоз;
  • запор.

ребенка травят в школе
К ним относятся:

• Снижение качества жизни с социальной изоляцией и смущением. Дети в любом возрасте очень жестоки и достаточно раз описаться при сверстниках и малыша будут травить все время.
  • Риск инфицирования мочевых путей и возникновения мочекаменной болезни.
  • Большой объем мочи давит на пузырно-мочеточниковое соединение, вызывая гидронефроз с пузырно-мочеточниковым рефлюксом, а в тяжелых случаях нефропатию.
  • Возникновение у детей с тяжелыми поражениями спинного мозга автономной дисрефлексии. Патология может быть вызвана острым вздутием мочевого пузыря (из-за удержания мочи) или растяжением кишечника (из-за запора).
  • Онкология.

Посещение врача

женщина с ребенком
Необходимо записаться на прием к педиатру для проверки, если у вашего ребенка после 7 лет есть признаки ГМП. Врач проведет физический осмотр и тщательно расспросит про проявления недержания.
Основные обследования для выявления точной причины заболевания:

• анализ урины;
  • УЗИ;
  • суточный диурез;
  • биохимический анализ крови.

Лечение гиперактивного мочевого пузыря

недержание мочиЦель лечения состоит в том, чтобы попытаться максимально реплицировать функции нормального мочевого пузыря, включая:

• заполнение и хранение урины при низком давлении мочевого;
  • максимальное опорожнение для снижения проблем, связанных с мочеиспусканием, в частности инфицирования;
  • налаживание походов в туалет через регулярные промежутки времени.

В большинстве случаев дети перерастают проблему. Необходимо обучить малыша реагировать более своевременно на сигналы, чтобы избежать мокрых трусиков. Кроме того, при наказании или неадекватном реагировании на проблему ребенок еще больше станет мочиться.
Тренируйте вместе с ребёнком органы. Существуют упражнения для укрепления и координации мышц мочеиспускательного канала и мочевого пузыря для контроля опорожнения. Это научит малыша предотвращать мочеиспускание, когда он находится вдали от туалета и предвидеть желание мочиться. Дополнительные методы, помогающие бороться с проблемой, включают:

• избегать кофеина или других ингредиентов, которые могут стимулировать желание пописать;
  • старайтесь придерживаться расписания, к примеру, опорожнение каждый час;
  • обязательное посещение психолога.

Если причина гиперактивности кроется в инфицировании мочеполовой системы, то необходимо комплексное лечение антибиотиками.
Детям часто назначают лекарства, расслабляющие мочевой пузырь: оксибутинин, дриптан, новитропан. Они могут вызывать побочные эффекты, такие как сухость во рту и запор, но являются безопасными и эффективными.

Предотвращение и профилактика

Надлежащее планирование семьи и консультирование, доступ к соответствующим методам дородовой помощи и скрининга, а также соблюдение рекомендаций по питанию до и во время беременности могут значительно снизить уровень детей, родившихся с дефектами нервной трубки или другими врожденными аномалиями.
Контроль за ребенком во время игр и отдыха предотвращает травмы спинного мозга. Сбалансированное питание поможет получить организму все витамины и микроэлементы и не допустить авитаминоза.
Дети не умеют контролировать количество употребляемой жидкости и за этим необходимо следить родителям. Выпивать следует минимум литр чистой воды в сутки. Следите за тем, чтобы не происходила задержка мочеиспускания. Заигравшись, малыш может забыть сходить в туалет, что чревато последствиями.

Основные вопросы

1. Влияет ли нейрогенный пузырь на кишечник?
    Да, большинство пациентов с нейрогенным мочевым пузырем имеют параллельные случаи нейрогенного кишечника.
  2. Излечимо состояние?
    Да. При своевременном обращении заболевание 100% излечимо.
  3. Обязательно ли употребление медикаментов?
    Врачи всего мир спорят, стоит ли назначать малышу медикаментозное лечение. Одни утверждают, что это необходимость, вторые, что это крайняя мера. Каждый случай индивидуален и решение принимает уролог только после тщательного изучения всех обследований.
Видео: Гиперактивный мочевой пузырь